Вы находитесь здесь:
Опубликовано 23 июня 2010г.

15 июня в Государственной Думе РФ состоялись открытые слушания: обсуждали проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс. Наш регион представляли директор Ассоциации управляющих и собственников жилья Свердловской области Е.Р.Гостинина и генеральный директор НП Жилищный альянс «Нужное дело» (организация создана по инициативе управляющих компаний нашей области, при поддержке Министерства энергетики  и ЖКХ Свердловской области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области» в сентябре 2009г. и вошло в состав  Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью») – С.А.Сколобанов.

 

Суть предстоящих изменений  – внедрение в систему управления многоквартирного дома (МКД) принципов саморегулирования: по аналогу со строительством – только аккуратнее, без тех волнений, что сопровождали внедрение СРО в этой сфере.

Итак, о чём же речь? «Все признают, что тот институт и те механизмы, которые сложились сейчас в управлении многоквартирными домами, пока не совсем эффективны, – объясняет С.А.Сколобанов.

Сегодня жилищный кодекс и технические регламенты позволяют не только не проводить работы, необходимые для обеспечения безопасности объекта, а даже и не проводить осмотры зданий на предмет наличия возможных технических нарушений. Сейчас это зависит от совести УК и грамотности коллективного собственника жилья. К сожалению, ни на то, ни на другое пока рассчитывать не приходится… Варианта два: ввести либо лицензирование, когда процесс регулируется государством, либо – саморегулирование, когда бизнес регулирует свою деятельность сам. «Вступление в такую саморегулируемую организацию, – это допуск к работе в отрасли, – говорит С.А.Сколобанов, – УК вступают в СРО, которая поддерживает их своим статусом, защищает интересы  и – разрабатывает стандарты работы, касающиеся безопасности эксплуатации жилья, технических требований.

По проекту в каждой СРО должно состоять не меньше 50 организаций (на сегодня, когда саморегулирование в этой сфере – добровольное, их должно быть не менее 25). Причём СРО ручается за своих членов не только репутацией, но и деньгами:  для этого создаются компенсационные фонды и страхуются риски. И, например, если ремонт подъезда выполнен некачественно, организация на свои средства делает такой ремонт – или возвращает деньги за счёт компенсационного фонда.

- Но если каждая СРО будет вырабатывать свои стандарты, нет ли здесь лазейки?

- Этим же проектом закона предполагается, что Национальное объединение саморегулируемых организаций осуществляет разработку единых федеральных стандартов деятельности управляющих организаций, обязательных для исполнения всеми членами СРО управляющих организаций. В феврале 2010 года было зарегистрировано  «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» (проект курирует Единая Россия и Фонд содействия реформированию ЖКХ). На сегодня  организация объединяет 26 СРО по РФ.

Ещё один важный пункт проекта закона – имеет ли право управлять многоквартирным домом ТСЖ. В качестве средней меры проект закона предлагает ввести ограничение: если в доме – более 50 квартир, ТСЖ обязано заключить договор на управление с УК. Но идея внедрения саморегулирования в области управления МКД подразумевает и следующий этап: объединение ТСЖ в специализированные ассоциации.

- Мне кажется, первой реакцией на запрет больших самостоятельных ТСЖ будет всеобщее негодование и обвинения в лишении собственника прав… 

- Крупные ТСЖ часто путают бизнес – и управление МКД в форме ТСЖ.  УК- бизнес, платят налоги, несут ответственность перед собственниками,  органами власти, надзорными органами. А большие ТСЖ – по сути, тот же бизнес! ТСЖ – это способ управления на одном-двух домах. А крупным ТСЖ стоит преобразоваться в управляющие компании – и спокойно продолжать работать. 

 

- Одним словом, в сфере управления МКД выстраивается вертикаль. А не убьёт ли она саму идею нового ЖК – управление МКД самими собственниками? 

- А инициатива собственников никуда не денется. Поправки к ЖК, прописанные  в Жилищном Кодексе, прав и обязанностей собственников не отменяют. Зато поправки защищают и УК, и ТСЖ от неграмотного собственника, который, например, откажется ремонтировать ветхий лифт: УК сможет сослаться на стандарты.

- А если вывернуть ситуацию наоборот? Если УК или ТСЖ предлагает излишние, дорогостоящие работы, прикрываясь стандартами? 

- Стандарты будут касаться безопасности и технических требований к содержанию МКД. А если собственникам не нравится УК – можно найти другую. Это – развитие рынка.

К тому же, поправки защищают и собственников! Появляется третье лицо (орган саморегулирования), которое может стать независимым экспертом в отношениях «УК – собственник».

Все эти вопросы активно обсуждались на слушаниях. Я получил колоссальное удовольствие, увидев: то, что тревожит нас – тревожит и всю Россию, и эти проблемы собираются решать все вместе.