Эксперты в сфере ТКО обсудили меры по активизации участия юридических лиц в экологической реформе

Что сдерживает юридические лица от участия в экологической реформе? Есть ли для исправления ситуации правовые и финансовые механизмы и как их реализовать, чтобы обеспечить баланс интересов потребителей и поставщиков услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами? Эти и другие вопросы 25 июля обсудили участники круглого стола, посвященного полугодовым итогам реализации экологической реформы и ключевым аспектам взаимодействия региональных операторов с юридическими лицами.
Вместе с заинтересованными сторонами – представителями юрлиц и региональных операторов – во встрече приняли участие заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов, председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания региона Сергей Никонов и советник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Екатерина Соснина.По данным областного министерства энергетики и ЖКХ, несмотря на действующие с января 2019 года типовые договоры оферты, предполагающие переход всех образователей отходов на обслуживание региональных операторов, к сегодняшнему дню в новую систему обращения с ТКО на Среднем Урале включилось чуть более 50 процентов юридических лиц. При этом собираемость платежей с данной категории потребителей не превышает 20 процентов.
По мнению участников круглого стола, причин у этого явления несколько. Одни компании недостаточно информированы о своих действиях в договорном пространстве, другие – не согласны с применяемыми в расчетах с ними нормативами. Третьи, пользуясь отсутствием административной ответственности, предпочитают экономить за счет нелегального складирования мусора на близлежащих контейнерных площадках жилых домов, либо нанимая для его вывоза «за недорого» частников. В результате на обочинах дорог, в лесах и на окраинах населенных пунктов вновь и вновь появляются несанкционированные свалки. И финансовую нагрузку за их ликвидацию несут собственники земельных участков – как правило, органы местного самоуправления.
Чтобы снять остроту проблемы и выстроить в рамках экологической реформы взаимовыгодное сотрудничество, отметили эксперты, необходима консолидация усилий и активная работа как со стороны юридических лиц, так и со стороны региональных операторов. Первым необходимо выбрать наиболее выгодный для себя вариант оплаты за вывоз отходов (по нормативу и ли по факту накопления) и инициировать переход от типовых договоров на индивидуальные. Вторым, в свою очередь, стоит не только организовать только консультирование компаний о преимуществах для них того или иного метода расчета, но и принять исчерпывающие меры для ускорения перерасчетов по выставленным с января 2019 года счетам.
Об одном из примеров такого сотрудничества рассказала главный редактор газеты «Режевская весть» Галина Васильева. В результате совместной работы и корректировки типового договора с ЕМУП «Спецавтобаза» ежемесячный платеж за услугу по обращению с ТКО для редакции издания удалось снизить почти в 10 раз – с четырех тысяч до 480 рублей.
Что касается нормативов накопления ТКО, как сообщил участникам стола Егор Свалов, правительством Свердловской области сформирован и направлен в Минприроды РФ пакет предложений, в случае принятия которых, применение данных величин будет дифференцировано не только по категориям потребителей, но и в зависимости от видов деятельности коммерческих организаций.