Вы находитесь здесь:
Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения  с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
Опубликовано 26 января 2019г.

1. Кто отве­ча­ет за обу­строй­ство кон­тей­нер­ных площадок?
В Рос­сии при­ня­ты Пра­ви­ла обу­строй­ства мест накоп­ле­ния ТКО (Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 31.08.2018 №1039). В них опре­де­ле­но, что обя­зан­ность по созда­нию пло­ща­док для накоп­ле­ния отхо­дов лежит на орга­нах мест­но­го само­управ­ле­ния, исклю­чая слу­чаи, когда за это ответ­ствен­ны дру­гие лица. Доку­мент всту­па­ет в силу с 1 янва­ря 2019 года.
Реест­ры мест (пло­ща­док) накоп­ле­ния ТКО, созда­ва­е­мых в муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ни­ях, долж­ны содер­жать дан­ные о место­на­хож­де­нии и схе­ме раз­ме­ще­ния пло­ща­док, их тех­ни­че­ских харак­те­ри­сти­ках (пло­щадь, коли­че­ство кон­тей­не­ров и их объ­ем), о соб­ствен­ни­ках (юрли­ца, ИП, физ­ли­ца) и источ­ни­ках обра­зо­ва­ния отхо­дов, кото­рые скла­ди­ру­ют­ся на каж­дой пло­щад­ке. Реест­ры долж­ны быть раз­ме­ще­ны в откры­том досту­пе на офи­ци­аль­ных сай­тах муни­ци­па­ли­те­тов, а если у орга­на мест­но­го само­управ­ле­ния тако­вых нет, то – на пор­та­лах субъ­ек­тов РФ.
2. Я не заклю­чил дого­вор с реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром, поче­му я дол­жен платить?
Дого­вор на ока­за­ние услу­ги по сбо­ру, транс­пор­ти­ро­ва­нию, обра­бот­ке и захо­ро­не­нию ТКО с реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром обя­за­ны заклю­чить все жите­ли. Он носит харак­тер пуб­лич­ной офер­ты. Его про­ект раз­ме­ща­ет­ся на сай­те ком­па­нии. Заклю­чить дого­вор мож­но так­же в офи­се реги­о­наль­но­го оператора.
В соот­вет­ствии с Пра­ви­ла­ми обра­ще­ния с ТКО если потре­би­тель не напра­вил рего­пе­ра­то­ру заяв­ку и доку­мен­ты, то дого­вор на ока­за­ние услуг счи­та­ет­ся заклю­чен­ным и всту­па­ет в силу на 16‑й рабо­чий день после пуб­ли­ка­ции на офи­ци­аль­ном сай­те регоператора.
3. Будут ли льго­ты по опла­те услу­ги по сбо­ру и выво­зу мусо­ра? Куда обра­щать­ся, что­бы их получить?
Пла­та за услу­гу по обра­ще­нию с твер­ды­ми ком­му­наль­ны­ми отхо­да­ми будет учи­ты­вать­ся при предо­став­ле­нии суб­си­дий на опла­ту жило­го поме­ще­ния и ком­му­наль­ных услуг семьям с низ­ки­ми­до­хо­да­ми (мало­иму­щим). Для полу­че­ния ком­пен­са­ции необ­хо­ди­мо обра­тить­ся в отдел соци­аль­ной защи­ты насе­ле­ния по месту жительства.
4. Если у дома не выбран спо­соб управ­ле­ния: кто отве­ча­ет за кон­тей­нер­ные площадки?
В такой ситу­а­ции за созда­ние и содер­жа­ние кон­тей­нер­ных пло­ща­док отве­ча­ет соб­ствен­ник земель­но­го участ­ка, на кото­ром она рас­по­ло­же­на. Так­же с 1 янва­ря 2019 выпол­не­ние этой функ­ции отно­сит­ся к пол­но­мо­чи­ям орга­нов мест­но­го самоуправления.
А вот если соб­ствен­ни­ки опре­де­ли­ли спо­соб управ­ле­ния МКД, то за орга­ни­за­цию, созда­ние и содер­жа­ние кон­тей­нер­ных пло­ща­док отве­ча­ет управ­ля­ю­щая орга­ни­за­ция (или иная орга­ни­за­ция, кото­рая управ­ля­ет МКД).
5. За что в новой систе­ме обра­ще­ния с ТКО отве­ча­ют управ­ля­ю­щие компании?
Управ­ля­ю­щие орга­ни­за­ции воз­ло­же­на обя­зан­ность уби­рать кон­тей­нер­ные площадки.
Кро­ме того, по реше­нию обще­го собра­ния жиль­цов они могут от име­ни соб­ствен­ни­ков заклю­чать дого­во­ры с рего­пе­ра­то­ром на ока­за­ние ком­му­наль­ной услу­ги по обра­ще­нию с отхо­да­ми, а так­же при­об­ре­тать контейнеры.
6. Поче­му уве­ли­чи­лась пла­та за мусор?
Пра­виль­нее гово­рить о выде­ле­нии дан­но­го пла­те­жа из общей стро­ки жили­щах услуг и появ­ле­ния стро­ки для вла­дель­цев инди­ви­ду­аль­но­го жилищ­но­го фон­да. При этом ранее взи­ма­е­мая пла­та за обра­ще­ние с ТКО будет исклю­че­на из соста­ва жилищ­ных услуг, что поз­во­лит исклю­чить двой­ную опла­ту насе­ле­ни­ем одних и тех же услуг.
С 2019 года пла­та за обра­ще­ние с ТКО ста­но­вит­ся ком­му­наль­ной услу­гой (как отоп­ле­ние, водо­снаб­же­ние, элек­три­че­ство), и поэто­му на нее рас­про­стра­ня­ют­ся все тре­бо­ва­ния, при­ме­ня­е­мые к ком­му­наль­ным услу­гам (осу­ществ­ля­ет­ся индек­са­ция, услу­га регу­ли­ру­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми пра­ви­ла­ми фор­ми­ро­ва­ния сто­и­мо­сти и пр.)
Напом­ним, что у реги­о­нов есть пра­во вво­дить суб­си­дии на пла­ту за обра­ще­ние с отхо­да­ми для опре­де­лен­ной кате­го­рии граж­дан (мало­иму­щие и т.п.).
7. Долж­ны ли заклю­чать дого­вор на вывоз ТКО садо­вод­че­ское, ого­род­ни­че­ское или дач­ное неком­мер­че­ское объ­еди­не­ние граждан?
Да. Заклю­чить дого­вор с рего­пе­ра­то­ром обя­за­ны все орга­ни­за­ции, у кото­рых обра­зу­ют­ся твер­дые ком­му­наль­ные отходы.
8. Я явля­юсь соб­ствен­ни­ком двух квар­тир, но живу толь­ко в одной. Поче­му я дол­жен пла­тить за обе?
Тари­фы утвер­жда­ет реги­о­наль­ный орган тариф­но­го регу­ли­ро­ва­ния, а поря­док опла­ты – Жилищ­ный кодекс и Пра­ви­ла предо­став­ле­ния ком­му­наль­ных услуг соб­ствен­ни­кам и поль­зо­ва­те­лям поме­ще­ний в мно­го­квар­тир­ных домах и жилых домов, утвер­жден­ные поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Пра­ви­ла № 354).
В соот­вет­ствии с эти­ми пра­ви­ла­ми и ЖК, если у соб­ствен­ни­ка несколь­ко квар­тир или домов, то он дол­жен опла­чи­вать услу­гу по всем адре­сам, а не толь­ко там, где проживает.
При этом мож­но сде­лать пере­рас­чёт. Напри­мер, если чело­век нахо­дил­ся в отъ­ез­де. В этом слу­чае рего­пе­ра­то­ру предо­став­ля­ет­ся справ­ка с места пре­бы­ва­ния и заяв­ле­ние с прось­бой о пере­рас­че­те сто­и­мо­сти за пери­од отсут­ствия по месту реги­стра­ции. В кви­тан­ции сле­ду­ю­ще­го меся­ца будет сум­ма с уче­том это­го вычета.
Кро­ме того, пере­рас­чёт воз­мо­жен, если чле­ны семей соб­ствен­ни­ков жилья учат­ся или рабо­та­ют в дру­гих горо­дах. При заклю­че­нии дого­во­ра с рего­пе­ра­то­ром по обра­ще­нию с ТКО нуж­но предо­ста­вить доку­мент, под­твер­жда­ю­щий, что заре­ги­стри­ро­ван­ный в доме или квар­ти­ре чело­век про­жи­ва­ет в дру­гом месте. Это может быть доку­мент о реги­стра­ции по фак­ту вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния, справ­ка из учеб­но­го заве­де­ния. Пол­ный пере­чень таких доку­мен­тов – в поста­нов­ле­нии Пра­ви­тель­ства РФ № 354.
В то же вре­мя при начис­ле­нии пла­ты за обра­ще­ние с ТКО, исхо­дя из общей пло­ща­ди жило­го поме­ще­ния, пере­рас­чет сде­лать нель­зя. Зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции такой поря­док не установлен.
9. Куда обра­щать­ся в слу­ча­ях, когда некор­рект­но выстав­ле­ны квитанции?
Если пла­та за вывоз и ути­ли­за­цию ТКО начис­ле­на непра­виль­но, то вы може­те обра­тить­ся в офис реги­о­наль­но­го опе­ра­то­ра. Для кор­рек­ти­ров­ки необ­хо­ди­мо предо­ста­вить под­твер­жда­ю­щие доку­мен­ты. Напри­мер, если в квар­ти­ре про­пи­сан один чело­век, а пла­та выстав­ле­на за двух, то нуж­но предо­ста­вить справ­ку о коли­че­стве прописанных.
Так­же в каж­дом реги­оне дей­ству­ют «горя­чие линии» по вопро­сам запус­ка рефор­мы по обра­ще­нию с ТКО.
10. Будут ли выве­зе­ны несанк­ци­о­ни­ро­ван­ные свал­ки, и что для это­го требуется?
Реги­о­наль­ный опе­ра­тор обя­зан зани­мать­ся лик­ви­да­ци­ей несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных сва­лок. После поступ­ле­ния инфор­ма­ции о несанк­ци­о­ни­ро­ван­ной свал­ке, пред­ста­ви­те­ли рего­пе­ра­то­ра выез­жа­ют на место, состав­ля­ют акт, фото­гра­фи­ру­ют и опре­де­ля­ют коор­ди­на­ты. Затем соб­ствен­ни­ку земель­но­го участ­ка направ­ля­ет­ся уве­дом­ле­ние. Если соб­ствен­ник не лик­ви­ди­ру­ет свал­ку соб­ствен­ны­ми сила­ми в тече­ние 30 дней, то реги­о­наль­ный опе­ра­тор обя­зан убрать ее соб­ствен­ны­ми сила­ми с после­ду­ю­щим взыс­ка­ни­ем рас­хо­дов в судеб­ном порядке.
11. Где мож­но опла­тить квитанции?
В любом отде­ле­нии Почты Рос­сии, Сбер­бан­ке, в кас­сах при­е­ма ком­му­наль­ных платежей.
12. Может ли соб­ствен­ник отка­зать­ся от заклю­че­ния дого­во­ра с реги­о­наль­ным оператором?
Нет, не может. Об этом гово­рит­ся в №89-ФЗ и в Жилищ­ном кодексе.
В соот­вет­ствии со ста­тьёй 24.7 Зако­на № 89-ФЗ все соб­ствен­ни­ки ТКО обя­за­ны заклю­чить дого­вор с рего­пе­ра­то­ром, в зоне дея­тель­но­сти кото­ро­го обра­зу­ют­ся отхо­ды и нахо­дят­ся места их накопления.
Часть 5 ста­тьи 30 Жилищ­но­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции гово­рит о том, что соб­ствен­ник жилья обя­зан обес­пе­чи­вать обра­ще­ние с ТКО путем заклю­че­ния дого­во­ра с реги­о­наль­ным оператором.
Для общей информации:
1. Какие отхо­ды отне­се­ны к твер­дым ком­му­наль­ным отхо­дам (далее – ТКО), обра­ще­ние с кото­ры­ми долж­но осу­ществ­лять­ся реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром по обра­ще­нию с ТКО?
В соот­вет­ствии со ста­тьей 1 Феде­раль­но­го зако­на от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отхо­дах про­из­вод­ства и потреб­ле­ния» ТКО – отхо­ды, обра­зу­ю­щи­е­ся в жилых поме­ще­ни­ях в про­цес­се потреб­ле­ния физи­че­ски­ми лица­ми, а так­же това­ры, утра­тив­шие свои потре­би­тель­ские свой­ства в про­цес­се их исполь­зо­ва­ния физи­че­ски­ми лица­ми в жилых поме­ще­ни­ях в целях удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и быто­вых нужд. К ТКО так­же отно­сят­ся отхо­ды, обра­зу­ю­щи­е­ся в про­цес­се дея­тель­но­сти юри­ди­че­ских лиц, инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и подоб­ные по соста­ву отхо­дам, обра­зу­ю­щим­ся в жилых поме­ще­ни­ях в про­цес­се потреб­ле­ния физи­че­ски­ми лицами.
Осо­бен­но­сти регу­ли­ро­ва­ния обра­ще­ния с ТКО уста­нов­ле­ны ста­тья­ми 24.6–24.13 Зако­на № 89-ФЗ.
В соот­вет­ствии с пунк­том 4 ста­тьи 24.7 Зако­на № 89-ФЗ соб­ствен­ни­ки ТКО обя­за­ны заклю­чить дого­вор на ока­за­ние услуг по обра­ще­нию с ТКО с реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром, в зоне дея­тель­но­сти кото­ро­го обра­зу­ют­ся ТКО и нахо­дят­ся места их накопления.
Юри­ди­че­ские лица, в резуль­та­те дея­тель­но­сти кото­рых обра­зу­ют­ся ТКО, впра­ве отка­зать­ся от заклю­че­ния дого­во­ра с реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром в слу­чае нали­чия в их соб­ствен­но­сти или на ином закон­ном осно­ва­нии объ­ек­та раз­ме­ще­ния отхо­дов, рас­по­ло­жен­но­го в гра­ни­цах земель­но­го участ­ка, на тер­ри­то­рии кото­ро­го обра­зу­ют­ся такие твер­дые ком­му­наль­ные отхо­ды, или на смеж­ном земель­ном участ­ке по отно­ше­нию к земель­но­му участ­ку, на тер­ри­то­рии кото­ро­го обра­зу­ют­ся такие ТКО.
Усло­ви­ем обра­зо­ва­ния ТКО явля­ет­ся сме­ше­ние раз­лич­ных мате­ри­а­лов и изде­лий, при утра­те ими потре­би­тель­ских свойств, что обу­слав­ли­ва­ет схо­жесть ком­по­нент­но­го соста­ва видов отхо­дов, отно­ся­щих­ся к ТКО, вне зави­си­мо­сти от источ­ни­ка обра­зо­ва­ния, и агре­гат­ное состо­я­ние «смесь мате­ри­а­лов и изде­лий». Усло­вия обра­зо­ва­ния ТКО обу­слав­ли­ва­ют так­же осо­бен­ность их уда­ле­ния, кото­рое осу­ществ­ля­ет­ся в насто­я­щее вре­мя, в основ­ном, путем захо­ро­не­ния, в ряде слу­ча­ев с пред­ва­ри­тель­ной сор­ти­ров­кой. Виды отхо­дов, отне­сен­ные к ТКО, отно­сят­ся к IV или V клас­су опас­но­сти в силу того, что в соста­ве при­сут­ству­ют в основ­ном отхо­ды мате­ри­а­лов и изде­лий, отне­сен­ных к IV и/или V клас­су опасности.
В соот­вет­ствии с ФККО, утвер­жден­ным при­ка­зом Роспри­род­над­зо­ра от 22.05.2017 № 242 в тип «Отхо­ды ком­му­наль­ные, подоб­ные ком­му­наль­ным на про­из­вод­стве, отхо­ды при предо­став­ле­нии услуг насе­ле­нию» (код 7 30 000 00 00 0) вклю­че­ны сле­ду­ю­щие груп­пы, вклю­ча­ю­щие виды отхо­дов, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отхо­ды из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отхо­ды от убор­ки тер­ри­то­рии город­ских и сель­ских посе­ле­ний, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 31 300 00 00 0 Рас­ти­тель­ные отхо­ды при ухо­де за газо­на­ми, цвет­ни­ка­ми, дре­вес­но-кустар­ни­ко­вы­ми посад­ка­ми, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офис­ных и быто­вых поме­ще­ний пред­при­я­тий, орга­ни­за­ций, отно­ся­щий­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от убор­ки желез­но­до­рож­ных и авто­мо­биль­ных вок­за­лов, аэро­пор­тов, тер­ми­на­лов, пор­тов, стан­ций мет­ро, отно­ся­щий­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от убор­ки подвиж­но­го соста­ва желез­но­до­рож­но­го, авто­мо­биль­но­го, воз­душ­но­го, вод­но­го транс­пор­та, отно­ся­щий­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 34 900 00 00 0 Про­чие отхо­ды при предо­став­ле­нии транс­порт­ных услуг насе­ле­нию, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отхо­ды при предо­став­ле­нии услуг опто­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отхо­ды (мусор) от убор­ки гости­ниц, оте­лей и дру­гих мест вре­мен­но­го про­жи­ва­ния, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отхо­ды (мусор) от убор­ки поме­ще­ний орга­ни­за­ций, ока­зы­ва­ю­щих соци­аль­ные услу­ги, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам
7 37 000 00 00 0 Отхо­ды при предо­став­ле­нии услуг в обла­сти обра­зо­ва­ния, искус­ства, раз­вле­че­ний, отды­ха и спор­та, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам
7 39 400 00 00 0 Отхо­ды при предо­став­ле­нии услуг парик­ма­хер­ски­ми, сало­на­ми кра­со­ты, соля­ри­я­ми, баня­ми, сау­на­ми, отно­ся­щи­е­ся к твер­дым ком­му­наль­ным отходам.
При­ка­зом Роспри­род­над­зо­ра от 28.11.2017 № 566 «О вне­се­нии изме­не­ний в Феде­раль­ный клас­си­фи­ка­ци­он­ный ката­лог отхо­дов, утвер­жден­ный при­ка­зом Роспри­род­над­зо­ра от 22.05.2017 № 242» (Заре­ги­стри­ро­ва­но в Миню­сте Рос­сии 24.01.2018 № 49762) выде­ле­на еще одна груп­па видов отхо­дов, отно­ся­щих­ся к ТКО:
7 41 119 00 00 0 Остат­ки сор­ти­ров­ки твер­дых ком­му­наль­ных отхо­дов, отне­сен­ные к ТКО.
Вме­сте с тем хозяй­ству­ю­щий субъ­ект само­сто­я­тель­но опре­де­ля­ет пере­чень отхо­дов, обра­зу­ю­щих­ся в про­цес­се осу­ществ­ля­е­мой им хозяй­ствен­ной или иной деятельности.
2. Дол­жен ли соб­ствен­ник нежи­лых поме­ще­ний в мно­го­квар­тир­ном доме заклю­чать дого­вор с реги­о­наль­ным оператором?
Соглас­но пунк­ту 148 (1) Пра­вил предо­став­ле­ния ком­му­наль­ных услуг соб­ствен­ни­кам и поль­зо­ва­те­лям поме­ще­ний в мно­го­квар­тир­ных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвер­жден­ных поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 06.05.2011 № 354 (далее – Пра­ви­ла № 354), соб­ствен­ник нежи­ло­го поме­ще­ния в МКД в целях обес­пе­че­ния обра­ще­ния с ТКО заклю­ча­ет дого­вор на ока­за­ние услуг по обра­ще­нию с ТКО непо­сред­ствен­но с реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром по обра­ще­нию с ТКО. Ука­зан­ный дого­вор заклю­ча­ет­ся в поряд­ке и в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми, уста­нов­лен­ны­ми граж­дан­ским зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции и зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции в обла­сти обра­ще­ния с отхо­да­ми про­из­вод­ства и потребления.
При этом соб­ствен­ник нежи­ло­го поме­ще­ния в МКД обя­зан предо­став­лять управ­ля­ю­щей орга­ни­за­ции, това­ри­ще­ству или коопе­ра­ти­ву МКД, в кото­ром рас­по­ло­же­но нежи­лое поме­ще­ние соб­ствен­ни­ка, дан­ные об объ­е­мах ком­му­наль­ной услу­ги по обра­ще­нию с ТКО, потреб­лен­ной за рас­чет­ный пери­од по ука­зан­но­му дого­во­ру, в тече­ние 3 рабо­чих дней со дня полу­че­ния от них запроса.
Одно­вре­мен­но управ­ля­ю­щая орга­ни­за­ция, това­ри­ще­ство, коопе­ра­тив предо­став­ля­ют реги­о­наль­но­му опе­ра­то­ру по обра­ще­нию с ТКО, ока­зы­ва­ю­ще­му ком­му­наль­ную услу­гу по обра­ще­нию с ТКО, све­де­ния о соб­ствен­ни­ках нежи­лых поме­ще­ний в МКД, а так­же направ­ля­ют уве­дом­ле­ния соб­ствен­ни­кам нежи­лых поме­ще­ний в МКД о необ­хо­ди­мо­сти заклю­че­ния дого­во­ров на ока­за­ние услуг по обра­ще­нию с ТКО непо­сред­ствен­но с реги­о­наль­ным оператором.
В дан­ном слу­чае зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции одно­знач­но опре­де­ле­но, что соб­ствен­ник нежи­ло­го поме­ще­ния в МКД заклю­ча­ет дого­вор на ока­за­ние услуг по обра­ще­нию с ТКО непо­сред­ствен­но с реги­о­наль­ным оператором.
3. Как опре­де­ля­ют­ся кате­го­рии нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО?
В соот­вет­ствии со ста­тьей 6 Зако­на № 89-ФЗ к пол­но­мо­чи­ям субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции в обла­сти обра­ще­ния с отхо­да­ми отно­сит­ся уста­нов­ле­ние нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО.
Соглас­но пунк­там 13, 14 Пра­вил № 269, нор­ма­тив опре­де­ля­ет­ся исхо­дя из дан­ных о мас­се и объ­е­ме отхо­дов и выра­жа­ет­ся в коли­че­ствен­ных пока­за­те­лях мас­сы и объ­е­ма на одну рас­чет­ную еди­ни­цу соот­вет­ствен­но. В свою оче­редь, рас­чет­ные еди­ни­цы опре­де­ля­ют­ся по каж­дой кате­го­рии объ­ек­тов упол­но­мо­чен­ным органом.
Нор­ма­ти­вы могут уста­нав­ли­вать­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­но в отношении:
– тер­ри­то­рий субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции – муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний (групп муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний) и зон дея­тель­но­сти реги­о­наль­ных опе­ра­то­ров по обра­ще­нию с твер­ды­ми ком­му­наль­ны­ми отходами;
– кате­го­рий потре­би­те­лей услу­ги по обра­ще­нию с отхо­да­ми – физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц;
– кате­го­рий объ­ек­тов, на кото­рых обра­зу­ют­ся отходы;
– видов и групп отхо­дов, а так­же групп одно­род­ных отходов.
Таким обра­зом, в соот­вет­ствии с дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции каж­дый субъ­ект Рос­сий­ской Феде­ра­ции само­сто­я­тель­но опре­де­ля­ет кате­го­рии нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО.
4. Вопрос в части уста­нов­ле­ния нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО,
если в мето­ди­че­ских реко­мен­да­ци­ях объ­ек­ты нор­ми­ро­ва­ния не указаны.
Нор­ма­ти­вы опре­де­ля­ют­ся в соот­вет­ствии с Пра­ви­ла­ми опре­де­ле­ния нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния твер­дых ком­му­наль­ных отхо­дов, утвер­жден­ных поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 04.04.2016 № 269 (далее – Пра­ви­ла № 269).
Нор­ма­ти­вы уста­нав­ли­ва­ют­ся орга­на­ми­ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­та РФ или орга­на­ми мест­но­госа­мо­управ­ле­ния посе­ле­ний или город­ских окру­гов (в слу­ча­е­на­де­ле­ния их соот­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­мо­чи­я­ми зако­ном субъ­ек­таРФ В соот­вет­ствии ФЗ-486 от 28.12.2016 о вне­се­нии изме­не­ния в ФЗ-89 «Об отхо­дах про­из­вод­ства ипо­треб­ле­ния» и в ФЗ-458 в тече­ние 2017 года субъ­ек­ты РФ долж­ны были завер­шить рабо­ту пораз­ра­бот­ке и уста­нов­ле­нию нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния твер­дых ком­му­наль­ных отхо­дов с уче­то­мче­ты­рех сезонов.
Нор­ма­тив накоп­ле­ния ТКО – сред­нее коли­че­ство твер­дых ком­му­наль­ных отхо­дов, обра­зу­ю­щих­ся в еди­ни­цу времени.
В соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми феде­раль­но­го зако­но­да­тель­ства, соглас­но Пра­ви­лам опре­де­ле­ния нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО, утвер­жден­ным ПП-269 от 04.04.2016 и Мето­ди­че­ским реко­мен­да­ци­ям, утвер­жден­ным При­ка­зом-524/пр от 28.07.2016 Мин­строя Рос­сии, нор­ма­ти­вы уста­нав­ли­ва­ют­ся на осно­ва­нии заме­ров отхо­дов, про­во­ди­мых в тече­ние 7 дней непре­рыв­но для каж­до­го сезо­на года (зима, вес­на, лето, осень).
Нор­ма­ти­вы могут уста­нав­ли­вать­ся диф­фе­рен­ци­ро­ва­но по чис­лен­но­сти насе­ле­ния, про­жи­ва­ю­ще­го в поселении/городском окру­ге, по кате­го­ри­ям потре­би­те­лей, а так­же по кате­го­ри­ям объектов.
В ана­ли­ти­че­ских целях для сопо­ста­ви­мо­сти зна­че­ний нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО субъ­ек­тов РФ экс­пер­ты исполь­зо­ва­ли зна­че­ния нор­ма­ти­вов, уста­нов­лен­ных для инди­ви­ду­аль­ных и мно­го­квар­тир­ных домов.
Нор­ма­ти­вы накоп­ле­ния ТКО в субъ­ек­тах РФ раз­ли­ча­ют­ся по фор­ма­там исход­ных дан­ных: в одних субъ­ек­тах РФ нор­ма­ти­вы накоп­ле­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся исхо­дя из рас­че­та на одно­го чело­ве­ка, в дру­гих – исхо­дя из рас­че­та на квад­рат­ный метр, в‑третьих – воз­мож­ны оба слу­чая. Кро­ме того, в неко­то­рых субъ­ек­тах РФ нор­мы накоп­ле­ния уста­нов­ле­ны для всей тер­ри­то­рии субъ­ек­та, а в неко­то­рых – уста­нав­ли­ва­ют­ся отдель­но для каж­до­го из горо­дов, вплоть до само­го неболь­шо­го муни­ци­паль­но­го рай­о­на. Есть слу­чаи, когда нор­ма­ти­вы накоп­ле­ния в раз­ных субъ­ек­тах РФ ука­за­ны в раз­лич­ных еди­ни­цах изме­ре­ния. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция выяв­ле­на в слу­чае ана­ли­за еди­ных тари­фов на услу­ги реги­о­наль­ных опе­ра­то­ров по обра­ще­нию с ТКО. Нор­ма­ти­вы накоп­ле­ния ТКО уста­нав­ли­ва­ют­ся в м3 или кг на рас­чет­ную еди­ни­цу. Рас­чет­ной­е­ди­ни­цей явля­ет­ся один про­жи­ва­ю­щий или 1 кв. м общей площади.
В боль­шин­стве субъ­ек­тов РФ рас­чет­ной еди­ни­цей нор­ма­ти­ва накоп­ле­ния явля­ет­ся один проживающий.
В пер­спек­ти­ве нор­ма­ти­вы долж­ны быть откор­рек­ти­ро­ва­ны с уче­том рабо­ты новой систе­мы обра­ще­ния с отхо­да­ми и реаль­но­го (более точ­но) пони­ма­ния объ­ек­тов обра­зо­ва­ния отхо­дов, кото­рые на сего­дняш­ний день в стране отсут­ству­ют, так как дан­ная рабо­та рань­ше не велась.
5. В соот­вет­ствии с каким нор­ма­тив­но-пра­во­вым актом необ­хо­ди­мо вве­сти учет объ­е­ма и (или) мас­сы твер­дых ком­му­наль­ных отходов?
Соглас­но пунк­ту 4 Пра­вил ком­мер­че­ско­го уче­та объ­е­ма и (или) мас­сы твер­дых ком­му­наль­ных отхо­дов, утвер­жден­ных поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 03.06.2016 № 505 (далее – Пра­ви­ла № 505), в целях сопо­став­ле­ния объ­е­ма и мас­сы ТКО опре­де­ля­ет­ся сред­няя плот­ность ТКО, рас­счи­ты­ва­е­мая как отно­ше­ние объ­е­ма ТКО, при­ня­тых от соб­ствен­ни­ков ТКО (без уче­та ТКО, ком­мер­че­ский учет кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся исхо­дя из их мас­сы), к мас­се таких отхо­дов, пере­дан­ных на объ­ек­ты обра­бот­ки, ути­ли­за­ции, обез­вре­жи­ва­ния и захо­ро­не­ния отхо­дов за послед­ний истек­ший кален­дар­ный год, а при отсут­ствии таких дан­ных – как отно­ше­ние уста­нов­лен­но­го годо­во­го нор­ма­ти­ва накоп­ле­ния в объ­ем­ных пока­за­те­лях к годо­во­му нор­ма­ти­ву накоп­ле­ния по мас­се (далее – сред­няя плот­ность ТКО).
Пра­ви­ла­ми № 505 вво­дит­ся поня­тие «сред­няя плот­ность ТКО» в целях соот­не­се­ния объ­е­ма и мас­сы ТКО в свя­зи с раз­ны­ми под­хо­да­ми веде­ния уче­та обра­зо­ван­ных ТКО и пере­дан­ных в даль­ней­шем на объ­ек­ты обра­бот­ки, ути­ли­за­ции, обез­вре­жи­ва­ния и захоронения.
Сред­няя плот­ность ТКО сви­де­тель­ству­ет о коли­че­стве еди­ниц объ­е­ма ТКО в 1 еди­ни­це мас­сы ТКО, то есть опре­де­ля­ет­ся коэф­фи­ци­ент соот­но­ше­ния меж­ду величинами.
На осно­ва­нии изло­жен­но­го, с уче­том дей­ству­ю­ще­го зако­но­да­тель­ства сред­нюю плот­ность ТКО сле­ду­ет опре­де­лять в соот­вет­ствии с Пра­ви­ла­ми № 505.
6. Дол­жен ли реги­о­наль­ный опе­ра­тор обес­пе­чи­вать вывоз отхо­дов, обра­зу­ю­щих­ся при содер­жа­нии зеле­ных насаждений?
Зача­стую поня­тие ТКО исполь­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к отхо­дам, обра­зу­ю­щим­ся при содер­жа­нии зеле­ных насаж­де­ний, в том чис­ле на при­до­мо­вой тер­ри­то­рии МКД и жилых домов (опи­лов­ка дре­вес­но­ку­стар­ни­ко­вой рас­ти­тель­но­сти, покос тра­вы, отхо­ды сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур при убор­ке при­уса­деб­ных участ­ков, отхо­ды опав­шей лист­вы в пери­од листо­па­да и т.п.), что не соот­вет­ству­ет опре­де­ле­нию ТКО соглас­но Зако­ну № 89-ФЗ по основ­но­му при­зна­ку как отхо­дов, обра­зу­ю­щих­ся в жилых помещениях.
Обра­ще­ние с таки­ми вида­ми отхо­дов долж­но осу­ществ­лять­ся на осно­ва­нии отдель­ных дого­во­ров; оно не отно­сит­ся к ком­му­наль­ной услу­ге по обра­ще­нию с ТКО, ока­зы­ва­е­мой реги­о­наль­ным оператором.
Реги­о­наль­ные опе­ра­то­ры в рам­ках уста­нов­лен­но­го еди­но­го тари­фа на услу­гу реги­о­наль­но­го опе­ра­то­ра обес­пе­чи­ва­ют обра­ще­ние с ТКО, кото­рые соот­вет­ству­ет поня­тий­но­му аппа­ра­ту Зако­на № 89-ФЗ, а так­же учте­ны в нор­ма­ти­вах накоп­ле­ния ТКО – отхо­ды, обра­зу­ю­щи­е­ся при убор­ке при­до­мо­вой территории.
Таким обра­зом, зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции не запре­ще­но обес­пе­че­ние обра­ще­ния реги­о­наль­ным опе­ра­то­ром с ины­ми вида­ми отхо­дов, одна­ко оно долж­но осу­ществ­лять­ся по нере­гу­ли­ру­е­мой цене (не за счет еди­но­го тари­фа на услу­гу реги­о­наль­но­го оператора).
7. Как опре­де­ля­ет­ся поря­док пла­ты за ком­му­наль­ную услу­гу по обра­ще­нию с ТКО?
С уче­том поло­же­ний жилищ­но­го зако­но­да­тель­ства, в том чис­ле Пра­вил № 354, субъ­ек­ты Рос­сий­ской Феде­ра­ции впра­ве само­сто­я­тель­но опре­де­лять поря­док опла­ты ком­му­наль­ной услу­ги по обра­ще­нию с ТКО (пункт 148 (30) Пра­вил № 354).
В слу­чае при­ня­тия орга­ном госу­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции реше­ния об осу­ществ­ле­нии потре­би­те­ля­ми опла­ты ком­му­наль­ной услу­ги по обра­ще­нию с ТКО, исхо­дя из общей пло­ща­ди жило­го поме­ще­ния, то в каче­стве рас­чет­ной еди­ни­цы для домо­вла­де­ний при­ни­ма­ет­ся нор­ма­тив накоп­ле­ния ТКО на 1 кв.м. общей пло­ща­ди жило­го помещения.
В слу­чае если раз­мер пла­ты за ком­му­наль­ную услу­гу по обра­ще­нию с ТКО опре­де­ля­ет­ся исхо­дя из коли­че­ства граж­дан, посто­ян­но и вре­мен­но про­жи­ва­ю­щих в жилом поме­ще­нии, то в каче­стве рас­чет­ной еди­ни­цы для домо­вла­де­ний при­ни­ма­ет­ся нор­ма­тив накоп­ле­ния ТКО на 1 про­жи­ва­ю­ще­го в жилом помещении.
Фор­му­лы для рас­че­та пла­ты за ком­му­наль­ную услу­гу по обра­ще­нию с ТКО соб­ствен­ни­кам и поль­зо­ва­те­лям поме­ще­ний в мно­го­квар­тир­ных домах и жилых домов, кото­рые опре­де­ле­ны в при­ло­же­нии № 2 к Пра­ви­лам № 354, при­ме­ня­ют­ся в зави­си­мо­сти от при­ня­то­го в субъ­ек­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции поряд­ка опла­ты ком­му­наль­ной услу­ги по обра­ще­нию с ТКО.
При этом сле­ду­ет отме­тить, что соглас­но поло­же­ни­ям ста­тьи 24.10 Зако­на № 89-ФЗ, объ­ем и (или) мас­са ТКО опре­де­ля­ют­ся исхо­дя из нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО в слу­ча­ях, опре­де­лен­ных Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Ука­зан­ные слу­чаи уста­нов­ле­ны Пра­ви­ла­ми № 505.
Соглас­но пунк­ту 6 Пра­вил № 505 в целях осу­ществ­ле­ния рас­че­тов с соб­ствен­ни­ка­ми ТКО ком­мер­че­ский учет ТКО осу­ществ­ля­ет­ся в соот­вет­ствии с под­пунк­том «а» пунк­та 5 Пра­вил № 505, соглас­но кото­ро­му ком­мер­че­ский учет ТКО осу­ществ­ля­ет­ся рас­чет­ным путем исхо­дя из:
нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО, выра­жен­ных в коли­че­ствен­ных пока­за­те­лях объема;
коли­че­ства и объ­е­ма кон­тей­не­ров для накоп­ле­ния ТКО, уста­нов­лен­ных в местах накоп­ле­ния ТКО.
Поло­же­ния в части ком­мер­че­ско­го уче­та ТКО при­ме­ни­тель­но к соб­ствен­ни­кам жилых поме­ще­ний (жилой дом, квар­ти­ра) уточ­ня­ют­ся в Пра­ви­лах № 354.
Соглас­но пунк­ту 148 (30) Пра­вил № 354 в отно­ше­нии потре­би­те­лей в жилых поме­ще­ни­ях (жилой дом, квар­ти­ра) ком­мер­че­ский учет ТКО осу­ществ­ля­ет­ся рас­чет­ным путем исхо­дя из нор­ма­ти­вов накоп­ле­ния ТКО, выра­жен­ных в коли­че­ствен­ных пока­за­те­лях объ­е­ма, а в слу­чае если вве­де­но раз­дель­ное накоп­ле­ние сор­ти­ро­ван­ных ТКО – рас­чет­ным путем исхо­дя из коли­че­ства и объ­е­ма кон­тей­не­ров для накоп­ле­ния ТКО, уста­нов­лен­ных в местах накоп­ле­ния ТКО.
При этом раз­дель­ное накоп­ле­ние сор­ти­ро­ван­ных ТКО сле­ду­ет счи­тать орга­ни­зо­ван­ным в слу­чае утвер­жде­ния орга­ном госу­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции поряд­ка раз­дель­но­го накоп­ле­ния ТКО и фак­ти­че­ско­го выпол­не­ния потре­би­те­ля­ми раз­де­ле­ния ТКО по уста­нов­лен­ным нор­ма­тив­ным пра­во­вым актом субъ­ек­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции видам отхо­дов и скла­ди­ро­ва­ние сор­ти­ро­ван­ных ТКО в отдель­ных кон­тей­не­рах для соот­вет­ству­ю­щих видов ТКО.
8. Мож­но ли отне­сти отхо­ды стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов на гип­со­вой осно­ве, отхо­ды затвер­дев­ших стро­и­тель­ных сме­сей и лино­ле­умов, поли­мер­ных пли­ток к круп­но­га­ба­рит­ным отходам?
В соот­вет­ствии с ФККО, утвер­жден­ным при­ка­зом Роспри­род­над­зо­ра от 22.05.2017 № 242, отхо­ды из жилищ круп­но­га­ба­рит­ные (7 31 110 02 21 5) в соста­ве вида отхо­дов «Отхо­ды из жилищ» (7 31 100 00 00 0) отно­сят­ся к под­ти­пу «Отхо­ды ком­му­наль­ные твер­дые» (7 31 000 00 00 0).
В соот­вет­ствии с пунк­том 2 Пра­вил обра­ще­ния с ТКО, утвер­жден­ных поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 12.11.2016 № 1156, «круп­но­га­ба­рит­ные отхо­ды» – ТКО (мебель, быто­вая тех­ни­ка, отхо­ды от теку­ще­го ремон­та жилых поме­ще­ний и др.), раз­мер кото­рых не поз­во­ля­ет осу­ще­ствить их скла­ди­ро­ва­ние в контейнерах.
В соот­вет­ствии с Мето­ди­че­ски­ми реко­мен­да­ции по защи­те прав участ­ни­ков рекон­струк­ции жилых домов раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти, утвер­жден­ны­ми при­ка­зом Гос­строя Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 10.11.1998 № 8, теку­щий ремонт зда­ния – ком­плекс стро­и­тель­ных и орга­ни­за­ци­он­но-тех­ни­че­ских меро­при­я­тий по устра­не­нию неис­прав­но­стей (вос­ста­нов­ле­нию рабо­то­спо­соб­но­сти) эле­мен­тов зда­ния и под­дер­жа­нию экс­плу­а­та­ци­он­ных показателей.
Вме­сте с тем груп­пы отхо­дов «Отхо­ды стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов на гип­со­вой осно­ве (пане­ли и пли­ты для пере­го­ро­док, гип­со­кар­тон­ные листы, вент-бло­ки)» (8 24 100 00 00 0), «Отхо­ды затвер­дев­ших стро­и­тель­ных сме­сей про­чих» (8 24 910 00 00 0) и «Отхо­ды лино­ле­умов, поли­мер­ных пли­ток» (8 27 100 00 00 0) отно­сят­ся к типу «Отхо­ды стро­и­тель­ства зда­ний, соору­же­ний» (8 20 000 00 00 0).
Поло­же­ни­я­ми пунк­та 13 ста­тьи 1 Гра­до­стро­и­тель­но­го кодек­са Рос­сий­ской Феде­ра­ции стро­и­тель­ство опре­де­ле­но как созда­ние зда­ний, стро­е­ний, соору­же­ний (в том чис­ле на месте сно­си­мых объ­ек­тов капи­таль­но­го строительства).