ОПРОС ГРАЖДАН ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ Строительство объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами  Раздельный сбор твердых коммунальных отходов Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области

О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы»

Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Свердловской области

Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Свердловской области - Потоки отходов

Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (с изм. от 17.07.2020)

«Горячие линии» по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами В целях разъяснения вопросов о новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами действуют телефоны «горячих линий» региональных операторов: ООО «Компания «Рифей» – 8-800-250-60-06, 8-800-234-0-243 ООО «ТБО «Экосервис» – 8-800-100-89-54 ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96 По вопросам, относящимся к компетенции Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, действует «горячая линия» по телефону: 8 (343) 358-18-10 Первая публичная компания «Российский экологический оператор» запустила информационную систему «РЭО Радар». По вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами можно обращаться на круглосуточный телефон: 8 (800) 551-31-20, а также на сайт: radar.reo.ru.

Опубликовано 12 ноября 2013г.

Захо­ро­не­ние твер­дых быто­вых отхо­дов на поли­го­нах оста­ет­ся основ­ным спо­со­бом их ути­ли­за­ции. В про­шлом веке в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев поли­го­ны ТБО обра­зо­вы­ва­лись сти­хий­но в отра­бо­тан­ных карье­рах, раз­лич­ных выем­ках, кот­ло­ва­нах – без уче­та при­ро­до­охран­ных тре­бо­ва­ний. В част­но­сти, не учи­ты­ва­лось гео­ло­ги­че­ское стро­е­ние, гид­ро­гео­ло­ги­че­ские и ланд­шафт­но-гео­хи­ми­че­ские усло­вия, сло­жив­ша­я­ся соци­аль­но-эко­но­ми­че­ская обста­нов­ка и куль­тур­но-исто­ри­че­ский облик реги­о­на. Защит­ные инже­нер­ные меро­при­я­тия не преду­смат­ри­ва­лись и пра­виль­нее подоб­ные участ­ки захо­ро­не­ния ТБО назы­вать не поли­го­на­ми, а свал­ка­ми отхо­дов. Прак­ти­че­ски все дей­ству­ю­щие участ­ки захо­ро­не­ния ТБО слу­жат мощ­ны­ми источ­ни­ка­ми ком­плекс­но­го нега­тив­но­го воз­дей­ствия на окру­жа­ю­щую среду.

Совре­мен­ный поли­гон ТБО это ком­плекс при­ро­до­охра­ни­тель­ных соору­же­ний, пред­на­зна­чен­ный для цен­тра­ли­зо­ван­но­го сбо­ра, обез­вре­жи­ва­ния и захо­ро­не­ния ТБО, предот­вра­ще­ния попа­да­ния вред­ных веществ в окру­жа­ю­щую сре­ду, загряз­не­нию атмо­сфе­ры, поч­вы, поверх­ност­ных и грун­то­вых вод, пре­пят­ству­ю­щие рас­про­стра­не­нию гры­зу­нов, насе­ко­мых и болез­не­твор­ных микроорганизмов.

В насто­я­щее вре­мя в рам­ках под­про­грам­мы «Обра­ще­ние с твёр­ды­ми быто­вы­ми (ком­му­наль­ны­ми) отхо­да­ми» госу­дар­ствен­ной про­грам­мы «Раз­ви­тие жилищ­но-ком­му­наль­но­го хозяй­ства и повы­ше­ние энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти в Сверд­лов­ской обла­сти до 2020 года» реа­ли­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие мероприятия:

 

№ п/п

Наиме­но­ва­ние мероприятия

Ини­ци­а­тор мероприятия

Раз­мер суб­си­дии на 2013 год

(тыс. руб.)

Теку­щее состояние

1

Стро­и­тель­ство поли­го­на для раз­ме­ще­ния твер­дых быто­вых (ком­му­наль­ных) отходов

Адми­ни­стра­ция Вол­чан­ско­го городского

окру­га

8770

Под­го­то­ви­тель­ные работы

2

Стро­и­тель­ство поли­го­на для раз­ме­ще­ния твер­дых быто­вых (ком­му­наль­ных) отходов

Адми­ни­стра­ция Тугу­лым­ско­го город­ско­го округа

3000

Под­го­то­ви­тель­ные работы

3

Рекуль­ти­ва­ция свал­ки твер­дых быто­вых отхо­дов в рабо­чем посел­ке Верх­няя Синячиха

Адми­ни­стра­ция муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния Алапаевское

12000

Реа­ли­зу­ет­ся про­ект по рекуль­ти­ва­ции несанк­ци­о­ни­ро­ван­ной свалки

4

Рекуль­ти­ва­ция свал­ки твер­дых быто­вых отхо­дов в горо­де Арамиле

Адми­ни­стра­ция Ара­миль­ско­го город­ско­го округа

9310

Под­го­то­ви­тель­ные работы

5

Стро­и­тель­ство поли­го­на твер­дых быто­вых отхо­дов (устрой­ство тех­но­ло­ги­че­ских карт) в горо­де Асбесте

Адми­ни­стра­ция Асбе­стов­ско­го город­ско­го округа

8500

Идет стро­и­тель­ство тех­но­ло­ги­че­ской карты

Опубликовано 12 ноября 2013г.

Сло­жив­ша­я­ся в Рос­сий­ской Феде­ра­ции ситу­а­ция в обла­сти обра­зо­ва­ния, исполь­зо­ва­ния, обез­вре­жи­ва­ния, хра­не­ния и захо­ро­не­ния ТБО при­во­дит к опас­но­му загряз­не­нию окру­жа­ю­щей сре­ды, нера­ци­о­наль­но­му исполь­зо­ва­нию при­род­ных ресур­сов, зна­чи­тель­но­му эко­но­ми­че­ско­му ущер­бу и пред­став­ля­ет угро­зу здо­ро­вью совре­мен­ных и буду­щих поко­ле­ний страны.

Прак­ти­че­ски для всех субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции одна из основ­ных задач в обла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды – реше­ние про­блем обез­вре­жи­ва­ния и пере­ра­бот­ки отхо­дов, сре­ди кото­рых наи­боль­шую про­бле­му пред­став­ля­ют отхо­ды, обра­зу­ю­щи­е­ся в жилом сек­то­ре из-за слож­но­го мор­фо­ло­ги­че­ско­го соста­ва и рас­пре­де­лен­ных источ­ни­ков образования.

В Сверд­лов­ской обла­сти по состо­я­нию на 01 янва­ря 2013 года чис­лен­ность насе­ле­ния, по дан­ным Тер­ри­то­ри­аль­но­го орга­на Феде­раль­ной служ­бы госу­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки по Сверд­лов­ской обла­сти, состав­ля­ла 4 315 830 чело­век, плот­ность насе­ле­ния – 22,21 чел./кв. км, что почти втрое выше сред­не­го по Рос­сии, доля город­ско­го насе­ле­ния – 84,07 процента. 

По сред­не­ста­ти­сти­че­ским дан­ным на каж­до­го город­ско­го жите­ля в год обра­зу­ет­ся от 1 до 1,4 куб. мет­ров ТБО. При этом объ­ем ТБО уве­ли­чи­ва­ет­ся, а тер­ри­то­ри­аль­ные воз­мож­но­сти для их захо­ро­не­ния уменьшаются.

Сани­тар­ная очист­ка насе­лен­ных пунк­тов явля­ет­ся одной из самых слож­ных и ответ­ствен­ных задач, сто­я­щих перед орга­на­ми мест­но­го само­управ­ле­ния муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии Сверд­лов­ской обла­сти (далее – орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния). От опе­ра­тив­но­го выво­за и без­опас­но­го обез­вре­жи­ва­ния отхо­дов зави­сит без­опас­ность про­жи­ва­ния насе­ле­ния и состо­я­ние окру­жа­ю­щей среды.

В соот­вет­ствии с феде­раль­ны­ми зако­на­ми от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отхо­дах про­из­вод­ства и потреб­ле­ния» и от 06 октяб­ря 2003 года № 131-ФЗ «Об общих прин­ци­пах орга­ни­за­ции мест­но­го само­управ­ле­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции» вопро­сы, свя­зан­ные со сбо­ром, выво­зом, ути­ли­за­ци­ей и пере­ра­бот­кой быто­вых и про­мыш­лен­ных отхо­дов, отно­сят­ся к пол­но­мо­чи­ям орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния. Одна­ко в насе­лен­ных пунк­тах Сверд­лов­ской обла­сти цен­тра­ли­зо­ван­но выво­зит­ся от 30 до 40 про­цен­тов отхо­дов. Вывоз ТБО из рай­о­нов инди­ви­ду­аль­ной застрой­ки пре­иму­ще­ствен­но осу­ществ­ля­ет­ся домо­хо­зяй­ства­ми само­сто­я­тель­но, что зача­стую спо­соб­ству­ет захлам­ле­нию как урба­ни­зи­ро­ван­ных тер­ри­то­рий, так и при­ле­га­ю­щих при­род­ных объ­ек­тов. Основ­ной при­чи­ной дан­ной ситу­а­ции явля­ет­ся отсут­ствие необ­хо­ди­мо­го коли­че­ства спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной тех­ни­ки, осо­бен­но в сель­ской местности. 

На осно­ва­нии дан­ных госу­дар­ствен­но­го докла­да «О состо­я­нии и об охране окру­жа­ю­щей сре­ды Сверд­лов­ской обла­сти в 2012 году» еже­год­но в Сверд­лов­ской обла­сти обра­зу­ет­ся око­ло 2 млн. тонн ТБО (таб­ли­ца 1). Прак­ти­че­ски весь этот объ­ем раз­ме­ща­ет­ся на поли­го­нах ТБО, санк­ци­о­ни­ро­ван­ных и несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных свал­ках, и толь­ко в сред­нем 12 про­цен­тов ТБО (2010–2012 годы) ути­ли­зи­ру­ют­ся ины­ми спо­со­ба­ми из-за отсут­ствия необ­хо­ди­мой инфра­струк­ту­ры, а так­же недо­ста­точ­но­го коли­че­ства пред­при­я­тий – переработчиков. 

Таб­ли­ца 1

Све­де­ния по обра­зо­ва­нию, исполь­зо­ва­нию и раз­ме­ще­нию ТБО

в Сверд­лов­ской области

№ п/п

Наиме­но­ва­ние показателя

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

1.

Обра­зо­ва­но с уче­том полу­че­ния, все­го, тыс. тонн

2061,8

1831,9

1652,8

2.

Обра­зо­ва­но, все­го, тыс. тонн

596,1

590,1

667

3.

Полу­че­но от хозяй­ству­ю­щих субъектов, 

тыс. тонн

1465,8

1241,8

985,8

4.

Исполь­зо­ва­но или ути­ли­зи­ро­ва­но хозяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми, тыс. тонн

209,4

197,7

257,3

5.

Раз­ме­ще­но, тыс. тонн

1853,2

1686,7

1396,2

6.

Нали­чие отхо­дов на конец года, тыс. тонн

47843,7

49406,8

74339,7*

7.

Коли­че­ство хозяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, пред­ста­вив­ших све­де­ния об обра­зо­ва­нии и обра­ще­нии с ТБО

3598

3861

3951

* Без уче­та отхо­дов в объ­ек­тах раз­ме­ще­ния ком­му­наль­ных отхо­дов, экс­плу­а­ти­ру­ю­щая орга­ни­за­ция кото­рых не опре­де­ле­на или не пред­ста­ви­ла в уста­нов­лен­ные сро­ки тех­ни­че­ский отчет.

Соглас­но дан­ным, пред­став­лен­ным в таб­ли­це 1, объ­ем обра­зо­ва­ния ТБО (с уче­том полу­че­ния) в 2012 году по срав­не­нию с 2011 годом умень­шил­ся на 179,1 тыс. тонн и соста­вил 1652,8 тыс. тонн (90,22 про­цен­та от уров­ня 2011 года).

Исполь­зо­ва­ние ТБО в 2012 году уве­ли­чи­лось по срав­не­нию с 2011 годом на 59,6 тыс. тонн и соста­ви­ло 257,3 тыс. тонн (130,15 про­цен­та от уров­ня 2011 года). 

Раз­ме­ще­ние ТБО в 2012 году соста­ви­ло 1396,2 тыс. тонн, или 82,78 про­цен­та от уров­ня 2011 года.

Све­де­ния по обра­ще­нию с ТБО по управ­лен­че­ским окру­гам и муни­ци­паль­ным обра­зо­ва­ни­ям, рас­по­ло­жен­ным на тер­ри­то­рии Сверд­лов­ской обла­сти, за 2011 год пред­став­ле­ны в при­ло­же­нии к Стратегии.

Основ­ным спо­со­бом ути­ли­за­ции ТБО на тер­ри­то­рии Сверд­лов­ской обла­сти явля­ет­ся поли­гон­ное захо­ро­не­ние. По дан­ным, пред­став­лен­ным Мини­стер­ством при­род­ных ресур­сов и эко­ло­гии Сверд­лов­ской обла­сти, на тер­ри­то­рии Сверд­лов­ской обла­сти на 01 янва­ря 2013 года были заре­ги­стри­ро­ва­ны 456 дей­ству­ю­щих объ­ек­тов раз­ме­ще­ния ТБО.

По 314 объ­ек­там раз­ме­ще­ния ТБО (68,8 про­цен­та) не опре­де­ле­ны хозяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты – явля­ют­ся бесхозяйными.

По 249 объ­ек­там раз­ме­ще­ния ТБО (55 про­цен­тов) отсут­ству­ют гид­ро­гео­ло­ги­че­ские заключения.

По 304 объ­ек­там раз­ме­ще­ния ТБО (69 про­цен­тов) не оформ­ле­ны доку­мен­ты на зем­ле­поль­зо­ва­ние, землевладение.

По 400 объ­ек­там раз­ме­ще­ния ТБО (88 про­цен­тов) не выпол­не­на в пол­ном объ­е­ме про­ект­но-смет­ная документация.

Объ­ек­ты раз­ме­ще­ния ТБО в Сверд­лов­ской обла­сти зани­ма­ют пло­щадь 1000,2 га. 

Пре­иму­ще­ства поли­гон­но­го спо­со­ба ути­ли­за­ции ТБО на пер­вый взгляд оче­вид­ны – отно­си­тель­ная про­сто­та и низ­кие затра­ты. Одна­ко «выго­ды» такой тех­но­ло­гии – кажущиеся.

Земель­ных участ­ков, соот­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям при­ро­до­охран­но­го зако­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции для захо­ро­не­ния ТБО, вокруг круп­ных горо­дов ста­но­вит­ся все мень­ше. Суще­ству­ю­щие поли­го­ны, постро­ен­ные десят­ки лет назад, запол­не­ны прак­ти­че­ски пол­но­стью, не вез­де ведет­ся учет и осу­ществ­ля­ет­ся кон­троль за посту­па­ю­щи­ми на поли­гон ТБО. Зна­чи­тель­ная часть объ­ек­тов раз­ме­ще­ния ТБО не отве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям сани­тар­ных пра­вил СП 2.1.7.1038.01 «Гиги­е­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к устрой­ству и содер­жа­нию поли­го­нов твер­дых быто­вых отхо­дов», что при­во­дит к нару­ше­нию при­род­но­го ланд­шаф­та, загряз­не­нию поч­вы, под­зем­ных и грун­то­вых вод, атмо­сфер­но­го воздуха. 

Поэто­му мно­гим круп­ным горо­дам, мега­по­ли­сам и агло­ме­ра­ци­он­ным систе­мам посе­ле­ний гро­зит «мусор­ный кол­лапс» с про­гно­зи­ру­е­мым соци­аль­ным взрывом.

Еще одной зна­чи­мой про­бле­мой для Сверд­лов­ской обла­сти является 

Опубликовано 31 октября 2013г.

1. Феде­раль­ный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отхо­дах про­из­вод­ства и потреб­ле­ния»; изме­не­ния от 01.01.2014;
2. Феде­раль­ный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии насе­ле­ния»;
3. Феде­раль­ный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окру­жа­ю­щей сре­ды»; изме­не­ния от 01.01.2014; 
4. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 10.02.1997 № 155 «Об утвер­жде­нии Пра­вил предо­став­ле­ния услуг по выво­зу твер­дых и жид­ких быто­вых отхо­дов»;
5. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 03.09.2010 № 681 «Об утвер­жде­нии Пра­вил обра­ще­ния с отхо­да­ми про­из­вод­ства и потреб­ле­ния в части осве­ти­тель­ных устройств, элек­три­че­ских ламп, ненад­ле­жа­щие сбор, накоп­ле­ние, исполь­зо­ва­ние, обез­вре­жи­ва­ние, транс­пор­ти­ро­ва­ние и раз­ме­ще­ние кото­рых может повлечь при­чи­не­ние вре­да жиз­ни, здо­ро­вью граж­дан, вре­да живот­ным, рас­те­ни­ям и окру­жа­ю­щей сре­де»;
6. Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 18.12.2012 № 2423‑р «Об утвер­жде­нии Пла­на дей­ствий по реа­ли­за­ции Основ госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти эко­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции на пери­од до 2030 года»;
7. «Осно­вы госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти эко­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции на пери­од до 2030 года» (утв. Пре­зи­ден­том РФ 30.04.2012);
8. «Сан­ПиН 42–128-4690–88. Сани­тар­ные пра­ви­ла содер­жа­ния тер­ри­то­рий насе­лен­ных мест» (утв. Глав­ным госу­дар­ствен­ным сани­тар­ным вра­чом СССР 05.08.1988 N 4690–88);
9. Поста­нов­ле­ние Глав­но­го госу­дар­ствен­но­го сани­тар­но­го вра­ча РФ от 30.05.2001 № 16 “О вве­де­нии в дей­ствие сани­тар­ных пра­вил” (вме­сте с “СП 2.1.7.1038–01. 2.1.7. Поч­ва, очист­ка насе­лен­ных мест, отхо­ды про­из­вод­ства и потреб­ле­ния, сани­тар­ная охра­на поч­вы. Гиги­е­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к устрой­ству и содер­жа­нию поли­го­нов для твер­дых быто­вых отхо­дов. Сани­тар­ные пра­ви­ла”) (Заре­ги­стри­ро­ва­но в Миню­сте РФ 26.07.2001 N 2826);
10. “ГОСТ 30772–2001. Меж­го­су­дар­ствен­ный стан­дарт. Ресур­со­сбе­ре­же­ние. Обра­ще­ние с отхо­да­ми. Тер­ми­ны и опре­де­ле­ния” (вве­ден Поста­нов­ле­ни­ем Гос­стан­дар­та Рос­сии от 28.12.2001 N 607-ст);
11. ГОСТ Р 52108–2003 Ресур­со­сбе­ре­же­ние. Обра­ще­ние с отхо­да­ми. Основ­ные поло­же­ния. Поста­нов­ле­ние Гос­стан­дар­та Рос­сии от 03.07.2003 № 236-ст;
12. При­каз Роспри­род­над­зо­ра от 16.08.2011 № 610 «Об утвер­жде­нии Пла­на ком­плекс­ных меро­при­я­тий по предот­вра­ще­нию, выяв­ле­нию и лик­ви­да­ции несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных сва­лок твер­дых быто­вых отхо­дов на тер­ри­то­ри­ях субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции»;
13. При­каз Мин­при­ро­ды Рос­сии от 14.08.2013 № 298 «Об утвер­жде­нии ком­плекс­ной стра­те­гии обра­ще­ния с твер­ды­ми ком­му­наль­ны­ми (быто­вы­ми) отхо­да­ми в Рос­сий­ской Феде­ра­ции»;
14. Пись­мо Мин­при­ро­ды Рос­сии от 25.10.2011 N 05–07-29/15732 «О поряд­ке орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти по ути­ли­за­ции (захо­ро­не­нию) твер­дых быто­вых отхо­дов»;
15. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Сверд­лов­ской обла­сти от 21.10.2013 № 1259-ПП «О Ком­плекс­ной стра­те­гии по обра­ще­нию с твер­ды­ми быто­вы­ми (ком­му­наль­ны­ми) отхо­да­ми на тер­ри­то­рии Сверд­лов­ской обла­сти до 2030 года»;
16. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Сверд­лов­ской обла­сти от 27.08.2003 № 533-ПП «О совер­шен­ство­ва­нии дея­тель­но­сти по обра­ще­нию с быто­вы­ми отхо­да­ми»;
17. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Сверд­лов­ской обла­сти от 08.10.2007 № 1004-ПП «О мерах по совер­шен­ство­ва­нию обра­ще­ния с отхо­да­ми про­из­вод­ства и потреб­ле­ния на тер­ри­то­рии Сверд­лов­ской обла­сти»;
18. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Сверд­лов­ской обла­сти от 28.07.2009 № 865-ПП «О Кон­цеп­ции эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти Сверд­лов­ской обла­сти на пери­од до 2020 года»;
19. Госу­дар­ствен­ный доклад «О состо­я­нии и об охране окру­жа­ю­щей сре­ды сверд­лов­ской обла­сти в 2011 году», утвер­жден­ный поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Сверд­лов­ской обла­сти от 26 сен­тяб­ря 2012 г. № 1048-ПП;
20. Инструк­ция по про­ек­ти­ро­ва­нию, экс­плу­а­та­ции и рекуль­ти­ва­ции поли­го­нов для твер­дых быто­вых отхо­дов утвер­жде­на Мини­стер­ством стро­и­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции 2 нояб­ря 1996 г.