ОПРОС ГРАЖДАН ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ Строительство объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами Раздельный сбор твердых коммунальных отходов Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области
О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы»«Горячие линии» по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами В целях разъяснения вопросов о новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами действуют телефоны «горячих линий» региональных операторов: ООО «Компания «Рифей» – 8-800-250-60-06, 8-800-234-0-243 ООО «ТБО «Экосервис» – 8-800-100-89-54 ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96 По вопросам, относящимся к компетенции Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, действует «горячая линия» по телефону: 8 (343) 358-18-10 Первая публичная компания «Российский экологический оператор» запустила информационную систему «РЭО Радар». По вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами можно обращаться на круглосуточный телефон: 8 (800) 551-31-20, а также на сайт: radar.reo.ru.
Уважаемые коллеги!
С целью систематизации имеющейся информации, информирования населения и потенциальных заказчиков о предоставляемых услугах в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (далее – ТБО), а также проведения комплексного анализа рынка переработки ТБО Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее – Министерство) ведется работа по формированию базы данный участников рынка занятых в сфере обращения с ТБО.
На официальном сайте Министерства https://energy.midural.ru создан новый подраздел «Обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО)», который находится во вкладке Деятельность направление ЖКХ.
Приглашаем Всех заинтересованных лиц к сотрудничеству по актуализации единой базы данных участников рынка занятых в сфере обращения с ТБО.
Подобная работа является новой для Министерства и позволит проанализировать существующую ситуацию по переработке и утилизации ТБО, а также обратить внимание на развитие инфраструктуры по переработке и утилизации ТБО комплексно.
Свои предложения и замечания Вы можете присылать на электронный адрес tarasovskaya@gov66.ru или по факсу (343) 378–92-84 (информация размещается бесплатно).
Благодарим за сотрудничество!
1. ООО “ЭКОПРОМ”
Вид деятельности: Переработка автомобильных шин
Производимая продукция: Резиновая крошка
Руководитель: Вылегжанина Раиса Александровна
Адрес и контакты: 620010 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, 91а,
тел: (343) 222–15-40, 222–15-30, E‑mail: ecopromekb@mail.ru
Официальный сайт: http://www.ecoprom.org
2. ООО “УРАЛТЕРМОПЛАСТ”
Вид деятельности: Переработка смешанного пластика
Производимая продукция: Полиэтиеновая, в т.ч. термоусадочная пленка и изделия из них, широкоформатная полиэтиленовая пленка, полимерный профиль продукция аттестована и сертифицирована, имеет санитарно-эпидемиологические заключения. Каждая поставляемая партия имеет документ, подтверждающий соответствие качества ГОСТу
Руководитель: Сазонов Андрей Андреевич
Адрес и контакты: 624000, Сердловская область, г. Арамиль, пер. Речной, 3
тел.: (343)385–48-48, 268–48-20. E‑mail: urtp@mail.ru
Официальный сайт: http://www.uraltermoplast.ru
3. ОАО “КОСУЛИНСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД”
Вид деятельности: Переработка полиэтиленовой тары
Производимая продукция: Упаковочная полиэстеровая лента «Krepp»
Руководитель: Дубровин Валерий Леонидович
Адрес и контакты: 624053, Свердловская область, р.п. Верхнее Дуброво, ул. Победы, 1
тел.: +7 (343) 341–07-97, 341–45-70,344–08-81, 344–08-85. E‑mail: kaz@kaz-kosulino.ru
Официальный сайт: http://www.kosulino.ru/
4. ООО “УРАЛЛЕСПРОМ”
Вид деятельности: Переработка макулатуры
Производимая продукция: Утеплитель Эковата
Руководитель: -
Адрес и контакты: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Решетникова, 22 “а”, оф. 408 тел.: +7 (343) 266–72-05. Е‑mail: ulp@r66.ru
Официальный сайт: http://www.uralhouse.ru
5. «НОВОЛЯЛИНСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ»
Вид деятельности: Переработка макулатуры
Производимая продукция: Мешочная и оберточная бумага, бумажные мешки и водостойкий картон
Руководитель: Лобанов Вячеслав Валерьевич
Адрес и контакты: 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Шарташская, 19, к. 3
тел.: (34388) 2–22-70, 2–15-01 (343) 287–00-92, 287–00-46
Официальный сайт: http://tdncbk.ru
6. ООО “ВТОРЧЕРМЕТ НОВОЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ УРАЛ»
Вид деятельности: Переработка лома черных металлов
Производимая продукция:
Руководитель: Софронов Александр Борисович
Адрес и контакты: 620024 Свердловская область , г. Екатеринбург, ул. Новинская, д. 3
тел. (343) 253–13-44, 217–10-33. E‑mail : uvm@uvchm.ru, uvm@sv.mh.ru
Официальный сайт: http://www.uvchm.ru
7. ООО “УРАЛВТОРЛАЙН”
Вид деятельности: Переработка различных видов пленки
Производимая продукция: Гранулы ПВД (полиэтилен высокого давления), ПНД (полиэтилен низкого давления), ПП (полипропилен)
Руководитель: Дергачев Сергей Анатольевич
Адрес и контакты: 624001, Свердловская область, г. Арамиль, ул. Ленина, 40
тел.: +7 (922) 186–49-30
Официальный сайт: http://uralvtorlain.tiu.ru
8. ООО ПП «ЛАНГУСТ»
Вид деятельности: Переработка полиэтиленовой тары
Производимая продукция: Канатно-веревочные и кровельно-фасадные материалы
Руководитель: Тинигин Сергей Евгеньевич
Адрес и контакты: 624449, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Карпинского, 9
тел. (34384) 3–12-71, 3–31-41
Официальный сайт: http://langust66.ru
9. ООО «ЛИДЕР»
Вид деятельности: Переработка резинотехнических изделий
Производимая продукция: Травмобезопасная резиновая плитка, брусчатка Лидер-EcoStep, а так же напольные покрытия для спортивных площадок и сооружений.
Руководитель: Поляев Владислав Валерьевич
Адрес и контакты: 624000, Свердловская область, г. Арамиль, ул. Пушкина, 4в
тел. 8 (343) 310–21-56, 8–922-12–50-234. Е‑mail: liderural@mail.ru
Официальный сайт: http://lider-ural.ru
Утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) – одна из наиболее значимых экологических проблем в современном мире. С каждым годом на планете растет потребительский спрос и, как следствие, количество образующегося мусора. Неудивительно, что реализация проектов по созданию новых мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, особенно в крупных городах, как никогда актуальна.
Так, в настоящее время на территории Свердловской области действуют 3 комплекса по сортировке ТБО, которые расположены:
в городе Екатеринбурге – две сортировочные линии, общей мощностью 180 тыс. тонн в год (ЕМУП «Спецавтобаза» http://www.sab-ekb.ru);
в городе Каменске – Уральском – две сортировочные линии общей мощностью 40 тыс. тонн в год (ОАО «Горвнешблагоустройство» http://gvb-ku.narod.ru );
в городе Первоуральске – сортировочная линия мощностью 100 тыс. тонн в год (ПМУП «Завод по переработке ТБО» http://pvk-tbo.ru).
Сортировка ТБО позволяет выделить из общей массы отходов так называемые «полезные фракции» − материалы, которые могут быть переработаны и использованы повторно. Наиболее распространенными видами перерабатываемых ВМР являются различные виды пластика, стекло, бумага и картон, жесть и алюминий: эти фракции могут составлять до 50 процентов общего объема ТБО.
В соответствии с действующими санитарными правилами СП 42–128-4690–88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» основным документом, определяющим технологию обращения с отходами в муниципальных образованиях, является схема санитарной очистки.
Проведенные Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области надзорные мероприятия показали, что схема санитарной очистки разработана лишь для 71 % населенных пунктов Свердловской области.
Муниципальные образования, где не разработаны и (или) не согласованы с органами Роспотребнадзора генеральные схемы санитарной очистки населенных пунктов:
- • Махневское муниципальное образование
- • Муниципальное образование “город Екатеринбург”
- • Пышминский городской округ
- • Городской округ Карпинск
- • Городской округ Верх-Нейвинский
- • Бисертский городской округ
- • Городской округ Верхняя Тура
- • Городской округ Дегтярск
- • Серовский городской округ
- • Новолялинский городской округ
- • Городской округ Верхотурский
- • Гаринский городской округ
- • Городской округ Богданович
Необходимо отметить, что за последние 3 года количество разработанных и согласованных схем санитарной очистки возросло с 65 % до 71 %.
Захоронение твердых бытовых отходов на полигонах остается основным способом их утилизации. В прошлом веке в подавляющем большинстве случаев полигоны ТБО образовывались стихийно в отработанных карьерах, различных выемках, котлованах – без учета природоохранных требований. В частности, не учитывалось геологическое строение, гидрогеологические и ландшафтно-геохимические условия, сложившаяся социально-экономическая обстановка и культурно-исторический облик региона. Защитные инженерные мероприятия не предусматривались и правильнее подобные участки захоронения ТБО называть не полигонами, а свалками отходов. Практически все действующие участки захоронения ТБО служат мощными источниками комплексного негативного воздействия на окружающую среду.
Современный полигон ТБО это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенный для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТБО, предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, загрязнению атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
В настоящее время в рамках подпрограммы «Обращение с твёрдыми бытовыми (коммунальными) отходами» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года» реализуются следующие мероприятия:
№ п/п | Наименование мероприятия | Инициатор мероприятия | Размер субсидии на 2013 год (тыс. руб.) | Текущее состояние |
1 | Строительство полигона для размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов | Администрация Волчанского городского округа | 8770 | Подготовительные работы |
2 | Строительство полигона для размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов | Администрация Тугулымского городского округа | 3000 | Подготовительные работы |
3 | Рекультивация свалки твердых бытовых отходов в рабочем поселке Верхняя Синячиха | Администрация муниципального образования Алапаевское | 12000 | Реализуется проект по рекультивации несанкционированной свалки |
4 | Рекультивация свалки твердых бытовых отходов в городе Арамиле | Администрация Арамильского городского округа | 9310 | Подготовительные работы |
5 | Строительство полигона твердых бытовых отходов (устройство технологических карт) в городе Асбесте | Администрация Асбестовского городского округа | 8500 | Идет строительство технологической карты |
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения ТБО приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки отходов, среди которых наибольшую проблему представляют отходы, образующиеся в жилом секторе из-за сложного морфологического состава и распределенных источников образования.
В Свердловской области по состоянию на 01 января 2013 года численность населения, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, составляла 4 315 830 человек, плотность населения – 22,21 чел./кв. км, что почти втрое выше среднего по России, доля городского населения – 84,07 процента.
По среднестатистическим данным на каждого городского жителя в год образуется от 1 до 1,4 куб. метров ТБО. При этом объем ТБО увеличивается, а территориальные возможности для их захоронения уменьшаются.
Санитарная очистка населенных пунктов является одной из самых сложных и ответственных задач, стоящих перед органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – органы местного самоуправления). От оперативного вывоза и безопасного обезвреживания отходов зависит безопасность проживания населения и состояние окружающей среды.
В соответствии с федеральными законами от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в населенных пунктах Свердловской области централизованно вывозится от 30 до 40 процентов отходов. Вывоз ТБО из районов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности.
На основании данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2012 году» ежегодно в Свердловской области образуется около 2 млн. тонн ТБО (таблица 1). Практически весь этот объем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только в среднем 12 процентов ТБО (2010–2012 годы) утилизируются иными способами из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также недостаточного количества предприятий – переработчиков.
Таблица 1
Сведения по образованию, использованию и размещению ТБО
в Свердловской области
№ п/п | Наименование показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Образовано с учетом получения, всего, тыс. тонн | 2061,8 | 1831,9 | 1652,8 |
2. | Образовано, всего, тыс. тонн | 596,1 | 590,1 | 667 |
3. | Получено от хозяйствующих субъектов, тыс. тонн | 1465,8 | 1241,8 | 985,8 |
4. | Использовано или утилизировано хозяйствующими субъектами, тыс. тонн | 209,4 | 197,7 | 257,3 |
5. | Размещено, тыс. тонн | 1853,2 | 1686,7 | 1396,2 |
6. | Наличие отходов на конец года, тыс. тонн | 47843,7 | 49406,8 | 74339,7* |
7. | Количество хозяйствующих субъектов, представивших сведения об образовании и обращении с ТБО | 3598 | 3861 | 3951 |
* Без учета отходов в объектах размещения коммунальных отходов, эксплуатирующая организация которых не определена или не представила в установленные сроки технический отчет.
Согласно данным, представленным в таблице 1, объем образования ТБО (с учетом получения) в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшился на 179,1 тыс. тонн и составил 1652,8 тыс. тонн (90,22 процента от уровня 2011 года).
Использование ТБО в 2012 году увеличилось по сравнению с 2011 годом на 59,6 тыс. тонн и составило 257,3 тыс. тонн (130,15 процента от уровня 2011 года).
Размещение ТБО в 2012 году составило 1396,2 тыс. тонн, или 82,78 процента от уровня 2011 года.
Сведения по обращению с ТБО по управленческим округам и муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, за 2011 год представлены в приложении к Стратегии.
Основным способом утилизации ТБО на территории Свердловской области является полигонное захоронение. По данным, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, на территории Свердловской области на 01 января 2013 года были зарегистрированы 456 действующих объектов размещения ТБО.
По 314 объектам размещения ТБО (68,8 процента) не определены хозяйствующие субъекты – являются бесхозяйными.
По 249 объектам размещения ТБО (55 процентов) отсутствуют гидрогеологические заключения.
По 304 объектам размещения ТБО (69 процентов) не оформлены документы на землепользование, землевладение.
По 400 объектам размещения ТБО (88 процентов) не выполнена в полном объеме проектно-сметная документация.
Объекты размещения ТБО в Свердловской области занимают площадь 1000,2 га.
Преимущества полигонного способа утилизации ТБО на первый взгляд очевидны – относительная простота и низкие затраты. Однако «выгоды» такой технологии – кажущиеся.
Земельных участков, соответствующих требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации для захоронения ТБО, вокруг крупных городов становится все меньше. Существующие полигоны, построенные десятки лет назад, заполнены практически полностью, не везде ведется учет и осуществляется контроль за поступающими на полигон ТБО. Значительная часть объектов размещения ТБО не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов», что приводит к нарушению природного ландшафта, загрязнению почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
Поэтому многим крупным городам, мегаполисам и агломерационным системам поселений грозит «мусорный коллапс» с прогнозируемым социальным взрывом.
Еще одной значимой проблемой для Свердловской области является
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; изменения от 01.01.2014;
2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды»; изменения от 01.01.2014;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423‑р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
7. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012);
8. «СанПиН 42–128-4690–88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690–88);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 “О введении в действие санитарных правил” (вместе с “СП 2.1.7.1038–01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила”) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2001 N 2826);
10. “ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения” (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст);
11. ГОСТ Р 52108–2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения. Постановление Госстандарта России от 03.07.2003 № 236-ст;
12. Приказ Росприроднадзора от 16.08.2011 № 610 «Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»;
13. Приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»;
14. Письмо Минприроды России от 25.10.2011 N 05–07-29/15732 «О порядке организации деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов»;
15. Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1259-ПП «О Комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории Свердловской области до 2030 года»;
16. Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2003 № 533-ПП «О совершенствовании деятельности по обращению с бытовыми отходами»;
17. Постановление Правительства Свердловской области от 08.10.2007 № 1004-ПП «О мерах по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области»;
18. Постановление Правительства Свердловской области от 28.07.2009 № 865-ПП «О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года»;
19. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды свердловской области в 2011 году», утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 г. № 1048-ПП;
20. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.