ОПРОС ГРАЖДАН ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ Строительство объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами  Раздельный сбор твердых коммунальных отходов Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области

О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы»

Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Свердловской области

Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Свердловской области - Потоки отходов

Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (с изм. от 17.07.2020)

«Горячие линии» по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами В целях разъяснения вопросов о новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами действуют телефоны «горячих линий» региональных операторов: ООО «Компания «Рифей» – 8-800-250-60-06, 8-800-234-0-243 ООО «ТБО «Экосервис» – 8-800-100-89-54 ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96 По вопросам, относящимся к компетенции Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, действует «горячая линия» по телефону: 8 (343) 358-18-10 Первая публичная компания «Российский экологический оператор» запустила информационную систему «РЭО Радар». По вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами можно обращаться на круглосуточный телефон: 8 (800) 551-31-20, а также на сайт: radar.reo.ru.

Опубликовано 12 ноября 2013г.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения ТБО приводит к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки отходов, среди которых наибольшую проблему представляют отходы, образующиеся в жилом секторе из-за сложного морфологического состава и распределенных источников образования.

В Свердловской области по состоянию на 01 января 2013 года численность населения, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, составляла 4 315 830 человек, плотность населения – 22,21 чел./кв. км, что почти втрое выше среднего по России, доля городского населения – 84,07 процента. 

По среднестатистическим данным на каждого городского жителя в год образуется от 1 до 1,4 куб. метров ТБО. При этом объем ТБО увеличивается, а территориальные возможности для их захоронения уменьшаются.

Санитарная очистка населенных пунктов является одной из самых сложных и ответственных задач, стоящих перед органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – органы местного самоуправления). От оперативного вывоза и безопасного обезвреживания отходов зависит безопасность проживания населения и состояние окружающей среды.

В соответствии с федеральными законами от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в населенных пунктах Свердловской области централизованно вывозится от 30 до 40 процентов отходов. Вывоз ТБО из районов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. 

На основании данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2012 году» ежегодно в Свердловской области образуется около 2 млн. тонн ТБО (таблица 1). Практически весь этот объем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только в среднем 12 процентов ТБО (2010–2012 годы) утилизируются иными способами из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также недостаточного количества предприятий – переработчиков. 

Таблица 1

Сведения по образованию, использованию и размещению ТБО

в Свердловской области

№ п/п

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

1.

Образовано с учетом получения, всего, тыс. тонн

2061,8

1831,9

1652,8

2.

Образовано, всего, тыс. тонн

596,1

590,1

667

3.

Получено от хозяйствующих субъектов, 

тыс. тонн

1465,8

1241,8

985,8

4.

Использовано или утилизировано хозяйствующими субъектами, тыс. тонн

209,4

197,7

257,3

5.

Размещено, тыс. тонн

1853,2

1686,7

1396,2

6.

Наличие отходов на конец года, тыс. тонн

47843,7

49406,8

74339,7*

7.

Количество хозяйствующих субъектов, представивших сведения об образовании и обращении с ТБО

3598

3861

3951

* Без учета отходов в объектах размещения коммунальных отходов, эксплуатирующая организация которых не определена или не представила в установленные сроки технический отчет.

Согласно данным, представленным в таблице 1, объем образования ТБО (с учетом получения) в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшился на 179,1 тыс. тонн и составил 1652,8 тыс. тонн (90,22 процента от уровня 2011 года).

Использование ТБО в 2012 году увеличилось по сравнению с 2011 годом на 59,6 тыс. тонн и составило 257,3 тыс. тонн (130,15 процента от уровня 2011 года). 

Размещение ТБО в 2012 году составило 1396,2 тыс. тонн, или 82,78 процента от уровня 2011 года.

Сведения по обращению с ТБО по управленческим округам и муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, за 2011 год представлены в приложении к Стратегии.

Основным способом утилизации ТБО на территории Свердловской области является полигонное захоронение. По данным, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, на территории Свердловской области на 01 января 2013 года были зарегистрированы 456 действующих объектов размещения ТБО.

По 314 объектам размещения ТБО (68,8 процента) не определены хозяйствующие субъекты – являются бесхозяйными.

По 249 объектам размещения ТБО (55 процентов) отсутствуют гидрогеологические заключения.

По 304 объектам размещения ТБО (69 процентов) не оформлены документы на землепользование, землевладение.

По 400 объектам размещения ТБО (88 процентов) не выполнена в полном объеме проектно-сметная документация.

Объекты размещения ТБО в Свердловской области занимают площадь 1000,2 га. 

Преимущества полигонного способа утилизации ТБО на первый взгляд очевидны – относительная простота и низкие затраты. Однако «выгоды» такой технологии – кажущиеся.

Земельных участков, соответствующих требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации для захоронения ТБО, вокруг крупных городов становится все меньше. Существующие полигоны, построенные десятки лет назад, заполнены практически полностью, не везде ведется учет и осуществляется контроль за поступающими на полигон ТБО. Значительная часть объектов размещения ТБО не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов», что приводит к нарушению природного ландшафта, загрязнению почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. 

Поэтому многим крупным городам, мегаполисам и агломерационным системам поселений грозит «мусорный коллапс» с прогнозируемым социальным взрывом.

Еще одной значимой проблемой для Свердловской области является 

Опубликовано 31 октября 2013г.

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; изменения от 01.01.2014;
2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды»; изменения от 01.01.2014; 
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423‑р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
7. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012);
8. «СанПиН 42–128-4690–88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690–88);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 “О введении в действие санитарных правил” (вместе с “СП 2.1.7.1038–01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила”) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2001 N 2826);
10. “ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения” (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст);
11. ГОСТ Р 52108–2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения. Постановление Госстандарта России от 03.07.2003 № 236-ст;
12. Приказ Росприроднадзора от 16.08.2011 № 610 «Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»;
13. Приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»;
14. Письмо Минприроды России от 25.10.2011 N 05–07-29/15732 «О порядке организации деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов»;
15. Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1259-ПП «О Комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории Свердловской области до 2030 года»;
16. Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2003 № 533-ПП «О совершенствовании деятельности по обращению с бытовыми отходами»;
17. Постановление Правительства Свердловской области от 08.10.2007 № 1004-ПП «О мерах по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области»;
18. Постановление Правительства Свердловской области от 28.07.2009 № 865-ПП «О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года»;
19. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды свердловской области в 2011 году», утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 г. № 1048-ПП;
20. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов утверждена Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 г.